Slovesnik
Середа, 08.01.2025, 12:12
» Меню сайту
» Категорії розділу
Мої файли [8]
Для учнів [8]
Контрольні роботи [18]
Презентації [11]
Конспекти уроків [13]
Позакласна робота [3]
Календарне планування [13]
Мої кросворди [17]
Нормативні документи [1]
Інформація для батьків [0]
Виховні заходи [0]
Мої кроссенси [4]
» Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всего ответов: 75
» Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Игра "Что? Где? Когда?"
[ Викачати з сервера (2.70 Mb) ]29.12.2014, 04:53

Цель игры – Углубить знания по русскому языку, учить детей действовать активно, решать вопросы проблемного характера; учить работать в команде, развивать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию творческих способностей учащихся, прививать  интерес к русскому языку

 

Ход игры

Организационный этап.

Учитель: Добрый день уважаемые учителя, гости, знатоки – любители русского языка. Сегодня эрудиты  7-9 классов  собрались на праздник русского языка, чтобы состязаться в силе, ловкости…ума. В нашей игре обязательно выиграет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, которые получил от жизни, от родителей,  от  учителей, тот, кто хорошо потрудился над книгами  дома, в школе, в библиотеке.

А теперь о наших правилах игры «Что? Где? Когда?». Играют 2 команды. В состав команд входят учащиеся 7,8,9 классов. Начинает крутить барабан  та команда, которая набрала больше очков в лингвистической разминке. Правильный ответ оценивается в один бал, неправильный никак не оценивается. После неудачного ответа первой команды игра переходит к  другой команде. На обсуждение вопроса отводиться 50 секунд.  Игра состоит из 8 раундов и 4 музыкальных пауз.

Информация, которая может натолкнуть вас на правильный ответ, может заключаться в названии,  месте происходящего события, в отдельном слове, которое на первый взгляд кажется необязательным для информации преамбулы вопроса. Помните, что составители вопросов могут обыграть двойное значение некоторых слов  - омонимов. Запомните формулировку вопроса, ибо некоторые команды, поняв суть вопроса, могут дать не тот ответ! Умейте представить «Себя на этом месте» или применить аналогию – и  успех вам обеспечен.

Лингвистическая разминка

В течение 1 минуты нужно постараться суметь ответить на максимальное количество вопросов. Всего 8 вопросов. Предлагается согласиться или опровергнуть историю происхождения некоторых слов и выражений.

1. Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»?

(Да. Но греки под досугом понимали не безделье. В часы досуга они говорили с мудрецами – философами о разных науках.)

2. Верите ли вы, что слово «бумажник» появилось вслед за словом бумага?

(Нет, слово «бумажник» пришло в русский язык раньше, чем бумага, и означало «изготовление попон для лошадей из хлопка», в те времена нового материала. Уже потом появилась бумага, которая сначала вырабатывалась из льняных и хлопчатобумажных тканей.)

3. Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»?

(Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум».)

4. Верите ли вы, что выражение «от доски до доски» непосредственно связано со школьным уроком, доской.

(Нет, оно связано с книгой. У старых книг переплеты были более массивные. Их делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей. Прочитать книгу от начала до конца – значит прочитать ее от доски до доски.)

5. Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил.

(Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением.)

6. Верите ли вы, что «шпаргалка» в некоторых языках означает «лохмотья»?

(Да, причем в польском языке это слово имеет более пристойный смысл и означает исписанный, негодный клочок бумаги.)

7. Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками отвечал заданный урок.

(Да. В старину ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика – балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова – «балбес».)

8. Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли выражение: «заруби себе на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека?

(Нет. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древние времена неграмотные люди носили с собой такие дощечки, они и назывались носом.)

Объявление количества набранных командами в лингвистической разминке очков

Итак, внимание!   Мы начинаем игру

 (Заучит музыка. Вступление)

(Титульный слайд)

 

Уважаемые знатоки! Против вас сегодня играют: Витя, Катя, Дима, Сергей, Дарья, Миша, Оля и Настя.

 

(На столе вокруг барабана  лежат конверты с записанными на них именами виртуальных игроков.  На экране табло с аналогичными надписями. Капитан команды крутит барабан. На какой конверт укажет стрелка барабана, на такую кнопку нужно нажать на табло. В конверте содержится информация о виртуальном игроке – авторе вопроса)

Информация в конверты

 

   

  

   

Вопрос от Вити.   У цветка астры много длинных лепестков. Что именно она напомнила тому, кто давал цветку такое название?

Ответ.   Звезду. От латинского слова aster –звезда, вспомните астрономию

 

Вопрос от Кати.  Спасаясь от домогательств бога Пана, весьма страшного на вид, нимфа Сиринга превратилась в куст. Богу лесов и полей не оставалось ничего другого, как сотворить себе свирель из веточки этого кустарника  и выводить грустные мелодии. Веточку какого кустарника бог взял для свирели?

Ответ.   Сирень.

 

Вопрос от Димы.  Путешествие по замкнутому кругу называют «турне» –круг. На чём, по мнению французов, можно «крутиться самому» не пускаясь в путешествие?

Ответ. На турнике

 

Вопрос от Миши.  Название этого предмета произошло от римского «долговая книга», т.к. в Древнем Риме должники платили проценты регулярно в начале каждого месяца.

Ответ. Календарь.

 

Вопрос от Оли. В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмурится, идут дожди.

Ответ. Сентябрь.

 

Вопрос от Насти . В русском языке слово «кий» («кия») означало просто «палка». В одной широко известной поговорке вместо этого слова с забытым значением используется имя собственное? Какое?

Ответ. Язык до Киева доведёт.

 

Вопрос от Сергея . Один маленький мальчик никак не мог понять, почему во многих сказках в конце появляется какой-то «Добран», которого герои начинают «жевать». Вспомните, какой фразой обычно заканчиваются многие русские народные сказки и подчеркните то, что малыш превращал в «Добрана».

Ответ.  Словосочетание «добра наживать» он на слух превращал в   «Добрана - жевать»

 

     Вопрос от Дарьи    Господин Шишковский, который в ХІХ веке служил министром просвещения, очень не любил иностранные слова. Поэтому многие иностранные слова, которые прижились в русском языке, предлагал  заменить на слова русского происхождения. Какое французское слово, означающее некую дорогу, он предлагал заменить на топталище .

Ответ. Тротуар.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Категорія: Позакласна робота | Додав: annet
Переглядів: 969 | Завантажень: 22 | Рейтинг: 4.8/4
Всього коментарів: 0
avatar
» Вхід на сайт
» Пошук
» Друзі сайту
Copyright MyCorp © 2025Конструктор сайтів - uCoz