Управління освіти і науки Чернігівської обласної державної адміністрації Чернігівський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти імені К.Д. Ушинського Кафедра філологічних дисциплін та методики їх викладання
Обласна олімпіада юних філологів з російської мови та літератури 2013 року
8 класс Русский язык І. Выполните тесты. 1. Укажите ряд, в котором во всех словах совпадает количество звуков и букв: А страстное, бьющаяся, подстричь Б июльский, маячить, прелестное В создаешь, поющие, местность Г тростниковые, вскользь, разъярившийся 2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-: А заглохший, залежь, законный Б загородный, задушевность, закатиться В заземленный, замшевый, заикаться Г заквасить, занозить, закадычный 3. В каком ряду во всех словах суффикс –тель- имеет одно и то же значение: А строитель, воспитатель, водитель Б учитель, покупатель, очиститель В победитель, глушитель, гонитель Г распылитель, выключатель, читатель 4. Укажите вариант, где все существительные относятся к среднему роду: А коммюнике, какао, бра, авеню, депо Б зебу, кашне, рантье, меню, салями В метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе Г пари, такси, кашпо, бюро, жюри 5. В каком примере нарушена лексическая сочетаемость слов: А автор проекта Б автор учебника В автор урока Г автор рок-оперы 6. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире: А Бедность не порок. Б Главный и неиссякаемый источник языка сам народ. В Чтение книг полезное занятие Г Защищать свою страну долг каждого гражданина. Ответы на тесты 1-6: 1 2 3 4 5 6
6 баллов
7. Установите соответствие между словами и толкованиями слов: А пребывать 1 сделать годным, готовым к чему-либо Б прибывать 2 осуществить, воплотить В претворить 3 не до конца закрыть что-то, неплотно закрыть Г притворить 4 приходить, приезжать 5 находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии Ответ: А Б В Г
2 балла 8. Установите соответствие между выделенными словами и морфологическими характеристиками: А Он отвечал взволнованно, громким голосом. 1 причастие Б Море взволновано ветром. 2 наречие В Войска противника сосредоточены в пункте А. 3 прилагательное Г Лица студентов серьезны и сосредоточенны. 4 глагол 5 частица Ответ: А Б В Г
2 балла 9. Замените наречия синонимами, в которых пишется нн или н. Признаться чистосердечно -______________; двигаться тихо -__________________; действовать быстро -_______________; выполнять всегда -_______________________; слушать невнимательно -___________________; отвечать нечетко -_________________; появиться вдруг -______________________. 3,5 балла 10. Замените фразеологические обороты словами-синонимами. В час по чайной ложке -______________; рукой подать -______________; кривить душой -________________; себе на уме -_______________; кожа да кости -_______________; вставлять палки в колеса -_____________________; прикусить язык -_______________; встать с левой ноги -____________________. 4 балла Всего: 17,5 баллов
Управління освіти і науки Чернігівської обласної державної адміністрації Чернігівський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти імені К.Д. Ушинського Кафедра філологічних дисциплін та методики їх викладання
Обласна олімпіада юних філологів з російської мови та літератури 2013 року
Русская литература 8 класс
1. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «Птичка», вид и роль рифмы:
В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4 балла 2. Соотнесите строку с названием стихотворения А.С. Пушкина.
А Любви, надежды, тихой славы… 1 «Узник» Б Приветствую тебя, пустынный уголок… 2 «Песнь о вещем Олеге» В Сижу за решеткой в темнице сырой… 3 «Деревня» Г Князь тихо на череп коня наступил… 4 «К морю» 5 «К Чаадаеву» Ответ: А Б В Г
2 балла
3. Соотнесите цитату с ключевым эпизодом произведения М.А. Шолохова «Судьба человека».
А «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах…» 1 В плену Б «Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой…» 2 Побег В «Толстяк откинулся на спинку сиденья, похрапывает, будто у жены под боком…» 3 На фронте Г «Тошное время было, не до писаний было…» 4 На переправе 5 Встреча Андрея Соколова с Ванюшкой Ответ: А Б В Г
2 балла
4. Напишите сочинение-миниатюру «Книга в моей жизни» 12 баллов
Всего: 20 баллов
Общее количество баллов: 36
Управління освіти і науки Чернігівської обласної державної адміністрації Чернігівський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти імені К.Д. Ушинського Кафедра філологічних дисциплін та методики їх викладання
Обласна олімпіада юних філологів з російської мови та літератури 2013 року
9 класс Русский язык І. Выполните тесты. 1. Значение какого слова определено неверно? а) МАРКЕТИНГ – изучение рынков и активное воздействие на потребительский рынок. б) ТРИУМФ – блестящий успех, победа. в) АДРЕСАНТ – тот, кому адресовано почтовое отправление. г) ПРЕССА – периодическая печать (журналы, газеты). 2. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой. а) Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река. б) Ручей, бурля, бежал и журчал. в) Мальчик, сломя голову, несся вниз по улице. г) Сверкая быстро в вышине, кружились искры. 3. Найдите предложения, в которых не надо писать раздельно. а) Ему (не)здоровится. б) Орехи (не)очищены. в) (Не)насыщенные влагой поля дали плохие всходы. г) Никогда (не)берись за последующее, (не)усвоив предыдущего. 4. Укажите слово, которое как член предложения выделяется волнистой линией. а) зависеть; г) неплохо; б) услыша; д) прочитавший; в) по-осеннему; е) пригнулся. Ответы на тесты 1-4:
1 2 3 4
4 балла 5. Прочитайте текст и выполните задания. (1) Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенными червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве. (17) Из синего дыма вышел на прогалину лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей (20) – Зачем? (21) – А просто так... (22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. (23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен научить их беречь и любить природу? (25) Кто разъяснит им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
1). Определите стиль и тип речи данного текста. а) Разговорный стиль; описание. б) Публицистический стиль; описание. в) Публицистический стиль; имеются все типы речи. г) Разговорный стиль; рассуждение. 2). Укажите средство связи предложений последнего абзаца. а) Синонимы. б) Местоимение, союз. в) Синтаксический параллелизм, повтор. г) Союз, повтор. 3). Какие средства выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в тексте? а) Вопросительные предложения. б) Гиперболы. в) Неполные предложения. г) Ряды однородных членов. 4). Укажите правильное объяснение правописания слов без устали в предложении 9. а) Существительное с предлогом пишется раздельно. б) Форма глагола с предлогом пишется раздельно. в) Краткое прилагательное с предлогом пишется раздельно. г) Наречие, образованное от существительного с предлогом БЕЗ, пишется раздельно. 5). Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении 15. а) После однородных членов перед обобщающим словом. б) В бессоюзном предложении. в) Тире между подлежащим и сказуемым. г) При выделении прямой речи. Ответы на задания 1-5: 1 2 3 4 5
5 баллов
6). Из предложения 15 выпишете слова, в которых все согласные – звуки глухие. ________________________________________________________________________ 1 балл 7). Укажите способ образования слова СОЖАЛЕНИЕ:___________________________
1 балл 6. Приведите примеры слов-близнецов (3-4). Как называются эти слова? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 баллов Всего: 16 баллов
Управління освіти і науки Чернігівської обласної державної адміністрації Чернігівський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти імені К.Д. Ушинського Кафедра філологічних дисциплін та методики їх викладання
Обласна олімпіада юних філологів з російської мови та літератури 2013 року
Русская литература 9 класс
1. Определите вид тропа, используемый А.С.Пушкиным: Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал а) сравнение; б) метафора; в) метонимия; г) синекдоха. 1 балл 2. Назовите средства художественной выразительности в стихотворении Федора Тютчева «Весенняя гроза» (приведите примеры), раскройте их роль в тексте.
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул, пыль летит… Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит… С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Все вторит весело громам…
Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 баллов 2. Соотнесите имя автора и его произведение: Автор Произведение А Гоголь Н.В. 1 «Левша» Б Пушкин А.С. 2 «Горные вершины…» В Лермонтов М.Ю. 3 «Двенадцать месяцев» Г Чехов А.П. 4 «Песнь о вещем Олеге» Д Маршак С.Я. 5 «Хамелеон» 6 «Тарас Бульба» Ответ: А Б В Г Д
2.5 балла 3. По ключевым словам определите автора и название произведения: испытания войной, пленом, личная трагедия, мужество, доброта и широта русской души, утверждение общечеловеческих ценностей._________________________________ 1 балл 6. Напишите сочинение-миниатюру «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.Чехов). 12 баллов Всего: 22.5 балла
Общее количество баллов: 38.5
Управління освіти і науки Чернігівської обласної державної адміністрації Чернігівський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти імені К.Д. Ушинського Кафедра філологічних дисциплін та методики їх викладання
Обласна олімпіада юних філологів з російської мови та літератури 2013 року
10 класс Русский язык
І. Выполните тесты. 1. В каком слове ударение на первом слоге? а) МИЗЕРНЫЙ. б) ЗАВИДНО. в) ДОСУГ. г) ХВОЯ. 2. Значение какого слова определено неверно? а) ИДЕНТИЧНЫЙ – тождественный, полностью совпадающий. б) ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНЫЙ – то же, что представительный. в) БЕЛЛЕТРИСТИКА – научная литература. г) АББРЕВИАТУРА – в словообразовании: существительное, образованное из усеченных отрезков слов или начальных звуков слов. 3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Полным кругом выкатилось над луговой стороной солнце и другой берег оживился. а) В предложении есть однородные члены, соединенные союзом И, перед И не ставится запятая. б) Предложение сложносочиненное, перед И ставится запятая. в) Предложение сложное, запятая перед И не ставится. г) Предложение с однородными членами, соединенными союзом И, запятая перед союзом И не ставится. 4. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые? Она (1) как легкая (2) сделанная из папье-маше игрушка (3) подпрыгивала в солнечном мареве (4) а туманы покачивали ее на волнах. а) 1, 3, 4; б) 1,2,4; в) 1,2,3,4; г) 3,4. 5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. а) Спрятав лицо в воротник шубы, Фролов задремал и проснулся только тогда, когда почувствовал, что сани остановились. б) Все кругом: и тонкие ветки березы, и пушистый снег, и прозрачные сосульки – радовало глаз. в) Любишь кататься люби саночки возить. г) Игнат спустил курок – ружье дало осечку. 6. В каком предложении не нужно ставить тире? а) Хорошую книгу купить всем угодить. б) Декабрь, несомненно, лишь начало зимы. в) Свидетели говорили торопливо и сбивчиво, а судьи неохотно и безучастно. г) Нравиться рисовать рисуй на здоровье. Ответы на тесты 1-6: 1 2 3 4 5 6
6 баллов 7. Прочитайте текст и выполните задания. Воспитывающая наука (1) Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (2) Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни… (3) Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для культуры страны. (4) Даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем все сберечь, ничего не растерять. (5) Это по силам только армии энтузиастов-краеведов. (6) Краеведческие кружки могут стать маленькими культурными центрами в небольших городах и селах. (7) Краеведение принадлежат к комплексным наукам. (8) По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок – она «спокойнее», строже, бесстрастнее… (9) Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. (10) С этой точки зрения отдача краеведения как науки исключительно велика. (11) И при всей необходимости географии краеведение гораздо более «воспитывающая» наука. (12) Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое», если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора. (13) Иное дело краеведение. (14) Оно придает местности историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. (15) Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже наполняется духовным содержанием… (16) Природа Плеса приобретает особую красоту от сознания, что именно ее изобразил И.Левитан. (17) Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского. (18) Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. (По Д.Лихачеву) 1. Определите стиль и тип данного текста. а) Художественный стиль; повествование. б) Публицистический стиль; рассуждение. в) Разговорный стиль; описание. г) Художественный стиль; описание с элементами повествования.
2. Какие средства выразительности не использует автор? а) Риторический вопрос. б) Ряды однокоренных членов. в) Лексический повтор. г) Сравнение. 3. Местоимения какого разряда используются в предложении 8? а) Притяжательные. б) Определительные. в) Личные. г) Неопределенные.
4. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении 1. а) Тире между бессоюзными сложными предложениями. б) Тире между подлежащим и сказуемым. в) Тире в предложении с обобщающим словом. г) Вставные конструкции. Ответы на тесты 1-4: 1 2 3 4
4 балла 5. Из предложения 17 выпишете слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.__________________________________________________. 1 балл 6. В каком предложении имеется деепричастный оборот (напишите его номер). ____________________________________________________________________. 1 балл 7. В последнем абзаце найдите предложение(я) с однородными сказуемыми, напишите номер(а). ________________________________________________________. 1 балл Всего: 13 баллов
Управління освіти і науки Чернігівської обласної державної адміністрації Чернігівський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти імені К.Д. Ушинського Кафедра філологічних дисциплін та методики їх викладання
Обласна олімпіада юних філологів з російської мови та літератури 2013 року Русская литература 10 класс 1. Какова социальная роль русской литературы эпохи реализма: а) содействие в деле уничтожения рабства в Русской империи путем правдивого показа уродливых картин жизни; б) воспитание человеческих душ красотою слова; в) поиск историй героического прошлого для поддержки веры современников в лучшее будущее? 1 балл 2. Какой новый тип романного героя представила миру «русская классика» ХІХ века: а) идеального человека, не испорченного законами капиталистического общества; б) героя общезначимой духовной цели, подвижника идеи; в) гражданина-патриота, обязанного соблюдать законы общества; г) героя, который ищет свое место в мире, лишенного гармонии? 1 балл 3. Назовите литературный жанр по его характеристике: эпическое произведение, сюжет которого является исследованием процессов внутренней жизни личности, психологии человека, его внутренних конфликтов.________________ 1 балл 4. Установите родственные связи между персонажами романа Л.М. Толстого „Анна Каренина”. Персонажи Родственные связи А Алексей Каренин – Сергей Каренин 1 Муж и жена Б Стива Облонский – Анна Каренина 2 Брат и сестра В Кирилл Вронский – Алексей Вронский 3 Сестры Г Долли Облонская – Кити Щербацкая 4 Отец и сын Д Константин Левин – Кити Щербацкая 5 Братья Ж Константин Левин и Николай Левин 6 Сводные братья З Константин Левин и Сергей Кознишев Ответ: А Б В Г Д Ж З
3,5 балла 5. Какова роль Сони в раскаянии и постепенном духовном возрождении Раскольникова? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4 балла 6. Объясните смысл и назовите источник крылатого выражения «Глаголом жечь сердца людей». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 балла 7. О каком литературном направлении В.Г. Белинский писал: «Это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастьи…это мир…населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми…наконец, это – любовь, которая питается грустью и которая без грусти имела бы чем поддержать свое существование»? ________________________ 1балл 8. Напишите сочинение-миниатюру «Вечные истины романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 12 баллов Всего: 26,5 баллов Общее количество баллов: 39,5
Управління освіти і науки Чернігівської обласної державної адміністрації Чернігівський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти імені К.Д. Ушинського Кафедра філологічних дисциплін та методики їх викладання
Обласна олімпіада юних філологів з російської мови та літератури 2013 року
11 класс Русский язык
I. Выполните тесты. 1. Укажите слово с орфографической ошибкой. а) ГУМАНИЗМ; б) БЕЗЫСКУСТВЕННЫЙ; в) МИРОВОЗЗРЕНИЕ; г) ГОСТИНАЯ.
3. В каком случае неправильная грамматическая характеристика слова ведет к орфографической ошибке? Я хотел, что(бы) мои книги, (не)смотря на сложности жизни, помогали людям становиться чище душой, пробуждали любовь к человеку. а) ЧТО(БЫ) – подчиненный союз. б) (НЕ)СМОТРЯ – деепричастие с отрицательной частицей. в) СТАНОВИТЬСЯ – глагол несовершенного вида в неопределенной форме. г) ЖИЗНЬ – существительное в родительном падеже. 4. Значение какого слова определено неверно? а) РАДУШНЫЙ – радостный, беспечный. б) ДЕЛИКАТНОСТЬ – вежливость, мягкость в обращении с другими. в) РЕПУТАЦИЯ – общественное мнение, сложившееся о ком-то или чем-то. г) СОЛИДНЫЙ – основательный, серьезный; важный, степенный.
Ответы на тесты 1-4: 1 2 3 4
4 балла 5. Прочитайте текст и выполните задания. (1) Бахаревский дом стоял в конце Нагорной улицы. (2) Он был в один и выходил на улицу пятнадцатью окнами. (3)Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома (как это ни странно, но у каждого дома есть своя физиономия). (4) Под этой широкой зеленой крышей, за этими низкими стенами,
выкрашенными в дикий серый цвет, совершалось такое мирное течение человеческого существования! (5) Небольшие светлые окна, заставленные цветами и низенькими шелковыми ширмочками, смотрели на улицу с самой добродушной улыбкой, как умеют смотреть хорошо сохранившееся старики. (6) Прохожие, торопливо сновавшие по тротуарам Нагорной улицы, с завистью заглядывали в окна бахаревского дома, где все дышало полным довольством и тихим семейным счастьем. (7) Вероятно, очень многим из этих прохожих приходила в голову мысль о том, что хоть бы месяц, неделю, даже один день пожить в этом старом доме и отдохнуть душой и телом от житейских дрязг и треволнений. (8) Каменные массивные ворота вели на широкий двор, усыпанный, как в цирке, мелким желтым песочком. (9) Самый дом выходил на двор двумя чистенькими подъездами, между которыми была устроена широкими террасами, затянутая теперь вьющейся зеленью и маркизою с крупными фестонами. (10) Эта терраса низенькими широкими ступенями спускалась в красивый цветник, огороженный деревянной зеленой решеткой. (11) В глубине двора стояли крепкие деревянные службы. (12) Между ними и домом тянулась живая стена акаций и сиреней, зеленой щеткой поднимавшихся из-за красивой чугунной решетки с изящными столбиками. (13) Параллельно с зданием главного дома тянулся длинный деревянный флигель, где помещались кухня, кучерская и баня. (Д. Мамин-Сибиряк. Приваловские миллионы.)
1. Почему прохожим нравился бахаревский дом? а) Так как стены были выкрашены в серый цвет. б) Прохожим нравились небольшие окна. в) Так как в глубине двора стояли деревянные службы. г) В бахаревском доме все дышало полным довольством и тихим счастьем.
2. Определите тип и стиль речи данного текста. а) Художественный стиль; описание. б) Разговорный стиль; рассуждение. в) Публицистический; повествование. г) Разговорный; описание.
3. Укажите средство связи предложений 6 и 7. а) Синонимы. б) Повтор. в) Однокоренные слова. г) Местоимения.
4. Какие средства выразительности не используются в тексте? а) Сравнение. б) Метафоры. в) Вставные конструкции. г) Противопоставление.
5. Укажите правильную характеристику предложения 6. а) Сложноподчиненное предложение, осложненное причастным оборотом; придаточное осложнено однородными дополнениями. б) Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. в) Сложное предложение с разными видами связи. г) Сложносочиненное предложение. Ответы на задания 1-5: 1 2 3 4 5
5 баллов
6. Из предложения 1 выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1 балл 7. Найдите в тексте предложение, осложненное вставной конструкцией. Укажите номер. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1 балл Всего: 11 баллов
Управління освіти і науки Чернігівської обласної державної адміністрації Чернігівський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти імені К.Д. Ушинського Кафедра філологічних дисциплін та методики їх викладання
Обласна олімпіада юних філологів з російської мови та літератури 2013 року Русская литература 11 класс
1. Почему эпоху русского модернизма называют «Серебряным веком»? Какими были основные достижения этой эпохи? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4 балла 2. Назовите представителя символизма: а) С. Есенин; б) В. Маяковский; в) А. Белый; г) Н. Гумилев. 1 балл 3. Акмеизм в русской литературе представляли: а) В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников; б) Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб; в) С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова; г) Вяч, Иванов, А. Белый, О. Блок. 1 балл 4. Назовите автора строк: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. а) Н. Тэффи; б) А. Ахматова; в) Б. Ахмадуллина; г) М. Цветаева. 1 балл 5. Для характеристики кого из русских поэтов можно использовать опорные слова и понятия: футуризм, кубофутуризм; пафос осуждения существующих норм жизни; утверждение ценности личности; отказ от традиционных принципов стихосложения, поэтический бунт? Какие новые принципы стихосложения внедрил этот поэт? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 балла 6. Кому из русских поэтов М. Цветаева посвятила следующие строки: а) Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое – пять букв. б) Кого ж это так – точно воры вора Пристреленного – выносили? Изменника? Нет. С проходного двора – Умнейшего мужа России. Ответ: а) ________________________; б) ___________________________ 1 балл 7. Поясните смысл поэтических строк Ф.И Тютчева: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, – И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 балла 8. Назовите произведения русской литературы, в заглавия которых внесены имя или фамилия (имя + фамилия) персонажа (не меньше 4), проблема произведения (не меньше 4). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8 баллов
9. Какую роль отводит М. Булгаков описанию сеанса черной магии в варьете в романе «Мастер и Маргарита»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 балла
10. Напишите сочинение миниатюру в жанре эссе: «Жизнь прожить – не поле перейти» (Б. Пастернак). 12 баллов