7-8 классы
- 1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.
В туманной дали песча(н,нн)ого берега тускло светились огни стари(н,нн)ой гости(н,нн)ицы. Вдоль а(л,лл)еи тянулась га(л,лл)ерея с мраморной лес…ницей и пери(л,лл)ами из мета(л,лл)а а(л,лл)юминия. В гости(н,нн)ой на краше(н,нн)ом полу, украше(н,нн)ом затейливым орнаментом, стоял иску(с,сс)но сделанный стол с иску(с,сс)твенными цветами в стекля(н,нн)ой вазе. Жж…ные спички лежали на подставке серебря(н,нн)ого подсве…ника рядом со слома(н,нн)ыми стульями. Н…что не мешало приступить к расследованию…
- Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось?
- Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?
- Составьте предложения со словами: пасть, уж, три – так, чтобы эти слова были разными частями речи.
- Составьте словосочетания со словом острый в разных значениях. Для каждого словосочетания подберите антоним.
- Подчеркните члены предложения.
Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.(А.Пушкин)
Подберите синоним к имени прилагательному.
6. Какие свойства русской лексики использует поэт О.Григорьев для создания комического эффекта?
Велосипед меня понес,
Понес куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его понес…
7. Напишите слова, значение которых дано ниже:
1) место на реке, где ее можно перейти; 2) оверстие вулкана; 3) наука о небесных светилах; 4) место, где скрещиваются улицы; 5) речь, произнесенная одним актером.
8. Даны грамматические харатеристика трех имен существительных. Найдите в одной из них ошибку:
А. Имя существительное, одушевленное, нарицательное, ж.р., 2 скл., ед.ч., В.п.;
Б. Имя существительное, неодушевленное, собственное, ср.р., 2 скл., ед.ч., П.п.;
В. Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., 2 скл., мн.ч., Им.п.
9. Одним из подвигов Геракла была расчистка громадных царских конюшен, не чищенных в течение многих лет. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение.
10. Творческое задание
Страница из дневника…
А вы могли бы написать хотя бы одну страничку из воображаемого дневника вашего домашнего питомца — собаки, кота, попугая, белой крысы?.. Попробуйте! Для этого постарайтесь перевоплотиться в животное, почувствовать его внутреннее состояние, мысли, отношение к жизни, к окружающим. Придумайте к вашему сочинению оригинальный заголовок. («Страница из дневника» — это не название, а жанр).
9 класс
- Расставьте ударения в следующих словах:
Дефис, звонит, договор, алфавит, шофер, красивее, хозяева.
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Еж, семь, прелестный, боюсь, сеют
- Подберите прилагательные к словам:
Какаду, какао, кофе, мозоль, рояль.
- Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Актуальный, антракт, финал, пролог, эпилог, имитация.
- Определите окончания в словах:
Возилась с чьими-то пятьюдесятью резвящимися детьми.
Какое слово отличается от других по своему строению и почему?
- Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.
- Готовность «заморить червячка» говорит о хорошем…
- Докладчик привел ряд примеров для …
- Мыслительную деятельность человека кибернетики пытаются моделировать при создании искусственного…
- О чистейшей воде или совести говорят, что она …
- Оценивая работу, поведение, выступление, выставляют…
Инт…(л/лл)ект, а(п/пп)…тит, инт…(л,лл)…гент, …(к/кк)уратный, ба…(л/лл), криста (л/лл)ьный, и(л/лл)юстрации, инт…(л,лл)…генция.
- Найдите и исправьте ошибки:
А. Прочитав этот рассказ, кажется, что сам был участником описанных в нем событий.
Б. Мой младший брат читает более медленнее, чем я.
В. Приглашаем вас посетит гостеприимное солнечное Сочи.
8. Как вы понимаете выражения?
Собачья жизнь; собака на сене; вот где собака зарыта; жить как кошка с собакой.
С одним из выражений составьте предложение.
9. Почему пожелание «Бывайте здоровы» может обидеть?
10. Творческое задание
Должны ли, на ваш взгляд, родители помогать детям выполнять домашние задания? Представьте, что эта проблема обсуждается на страницах журнала, который адресован твоим ровесникам. Включитесь и вы в это обсуждение и напишите в журнал заметку. Озаглавьте ее.
10-11 классы
- Определите, сколько букв и звуков в словах.
Баян, роль, косьба, лагерь, якорь, модель.
2. Как вы понимаете выражения?
Рожки да ножки, сказка про белого бычка, филькина грамота.
- Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Птицы одинакового оперенья держаться вместе. Когда море вернет всех погибших в нем. Для каждой собаки наступит ее день. Не стоит пороха и дроби. Черная овца в семье.
- Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
А. Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б. А эти еще молодые, некрасивые березы стоят в снегу, отражая тень в луже.
В. Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусунин родом из здешних мест.
Г. Художник ехал по почтовому тракту на санях по вдосталь наезженной дороге.
Д.Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.
5. Впишите в правый столбик таблицы существительные, сочетающиемя со словами из левого столбика.
С ней выступают, ею завладевают, ее подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она бывает наказуема
|
|
Ее приобретают и получают, подтверждают и повышают, ею можно овладеть
|
|
Его находят и достигают, к нему приходят и на него идут
|
|
Ее слагают и рассказывают, она о ком-нибудь или о чем-нибудь ходит
|
|
Его заслуживают или завоевывают, роняют и укрепляют, он шатается и падает
|
|
6. Стихотворение Д.Хармса и С.Маршака «Веселые чижи» в разных изданиях печаталось с различной пунктуацией. Как при помощи знаков препинания может измениться смысл и синтаксический состав первых строк стихотворения?
Жили в квартире
Сорок четыре
Сорок четыре
Веселых чижа.
- Какой оттенок вносит частица (и какая?), если она используется при глаголах повелительного наклонения?
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?(М.Лермонтов)
- А поворотись-ка, сынку, экой ты смешной какой!(Н.Гоголь)
- В 1985 г. мир отмечал 800-летие «Слова о полку Игореве». Каково значение слова слово в названии этого произведения древней русской литературы? Какой словарь может помочь нам найти правильный ответ?
- Вспомните литературные произведения, названия которым даны по имени и/или фамилии главного героя (героини).
- Творческое задание
Напишите мини-сочинение (не более 1 страницы) на тему:
«И есть слова, которым век сиять…» (Вс. Рождественский)
Раскройте тему на примере одного слова.
|