Тема урока. Предложения с несколькими рядами однородных членов Цель урока: углубить знания об однородных членах, научить разграничивать разные ряды однородных членов в одном предложении; развивать логическое мышление, речь; воспитывать интерес к творчеству
Н. В. Гоголя Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, карточки с заданием
«Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их»
В. Г. Белинский
Ход урока Организационный момент Актуализация опорных знаний
- Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Приведите примеры предложения с нераспространёнными однородными членами.
- Приведите примеры предложения с распространёнными однородными членами.
Работа с эпиграфом (слайд 2)
- Укажите однородные члены предложения в эпиграфе. «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их»
- Как вы понимаете эти слова В. Г. Белинского
- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв (рисует, его, изображения)
-Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков (Гоголь, действительности, видишь, слышишь)
- Объясните написание слов видишь и слышишь?
- Укажите спряжение всех глаголов из высказывания В. Г. Белинского.
- Как связаны два понятия: Гоголь и Украина?
(Высказывания учащихся) Сообщение темы и целей урока (слайды 3,4)
(Тему учащиеся записывают в тетради) Восприятие и осмысление нового учебного материала Зрительный самодиктант (списать, вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, указать однородные члены предложения) (слайд 5) Книга – наш сове…чик и друг. Над созданием книг трудят(?)ся писатели художники печатники. Тру… их сложен но важен и почётен. Ты помни об этом и береги книги! Книги Гоголя для меня открытие источник истины и света. Самопроверка(слайд 6) Книга – наш советчик и друг. Над созданием книг трудятся писатели, художники, печатники. Труд их сложен, но важен и почётен. Ты помни об этом и береги книги! Книги Гоголя для меня – открытие, источникистины и света. (слайд 7)
Вывод. В предложении может быть несколько рядов однородных членов
(Книги Н.В. Гоголя для меня – открытие, источникистины и света.)
Работа с учебником (правило – с. 161) Цифровой распределительный диктант(слайд 8)
Задание.
А) Укажите предложения без однородных членов
Б) Укажите предложения с одним рядом однородных членов.
В) Укажите предложения с несколькими рядами однородных членов
Текст.
1) Николай Гоголь родился и вырос в Украине. 2) Детство его прошло на Полтавщине. 3) Эти живописные места овеянны казацким прошлым, древней историей, народными легендами. 4) С детства Николай видел вокруг себя казаков, чумаков, торговцев на рынке, зажиточных и бедных крестьян, веселых, острых на язык девушек и задорных, мужественных парней. 5)А еще он с детства слушал народные предания о ведьмах, о русалках-водяницах, о цветке папоротника.
Ответ. А – 2; Б – 1,3,5; В – 4 (слайд 9) Синтаксический разбор предложений(слайд 10) Гоголь Николай Васильевич - не только писатель, но и художник, и поэт! Проза Гоголя так звучна и мелодична, что сравнить её можно только с творением поэта! Прослушивание отрывка из повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» («Чуден Днепр…») (слайд 10) Анализ предложений (подчеркнуть главные и второстепенные члены, построить схемы предложений)
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои(слайд 11)
Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре(слайд 12)
Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали (слайд 13)
Закрепление
Распространите предложение однородными членами:
Образ … и … степи для Гоголя – это образ …, … и … Родины.
(Например. Образ раздольной и благоухающей степи для Гоголя – это образ сильной, могучей и прекрасной Родины.)
- Сколько рядов однородных членов в данном предложении. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал.
Повторить особенности русской орфоэпии.
Из текста повести «Тарас Бульба» выписать 5 предложений с несколькими рядами однородных членов.
Итог урока.
Продолжите предложение.
- Сегодня на уроке я узнал(а) …
- Сколько рядов однородных членов может быть в предложениях? Саморефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.