Тема урока. Коммуникативная направленность текста
Цель урока. Познакомить учащихся со значением слова коммуникативный, учить пятиклассников правильному общению, развивать умение высказывать своё мнение, логическое мышление, творческие навыки. Воспитывать у детей честность, скромность, вежливость, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
Ход урока
Организационный момент
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро!
Солнцу и птицам
– Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Сегодня у нас необыкновенный урок – урок доброты и вежливости. Надеюсь, что он будет для вас поучительным и полезным.
Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы поговорим о доброте и вежливости, об уважительном отношении к окружающим. А также изучим новую тему «Коммуникативная направленность текста». Мы познакомимся со значением слова «коммуникативный», будем учиться общаться и узнаем, что нужно для того, чтобы общение с вами было людям полезно и приятно.
Восприятие и осмысление нового учебного материала
Словарная работа
Коммуникативный – связанный с передачей информации от одного собеседника к другому
- А что значит передать информацию? Какой может быть информация? А загадки – это информация или нет? Поработаем с информацией - загадками и решим кроссворд
Решение кроссворда.
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
1 .По бумаге я бегу,
Все умею, все смогу.
Хочешь - домик нарисую,
Хочешь - елочку в снегу,
Хочешь - дядю, хочешь - сад,
Мне любой ребенок рад! (Карандаш)
2. Что за странная избушка
Появилась над опушкой?
Низко над землей висит
И пропеллером вертит.
Есть окошки, есть и дверь,
А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)
3. Круглый, яркий и тугой
Есть и голос - бас густой,
А басит он лишь тогда,
Когда бьют его в бока:
Деревянные дубинки
Выбивают дробь по спинке. (Барабан).
4. В нем живет моя семья -
В доме, что стоит под елкой.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Нас в лесу найти не трудно,
Лишь под ноги посмотри,
Назови меня скорей - Я рабочий … (муравей).
5. Посмотри-ка, по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке - гребешок.
Кто же это? (Петушок).
6. Привезли мы в дом волшебный
Ящик необыкновенный.
Кнопку нужную нажми,
Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор).
7. В руки ты ее берешь
И на кнопку сильно жмешь.
А она как закрутится,
Заюлит и завертится,
Затанцует, запоёт.
Кто игрушку назовет? (Юла).
- Какое слово у нас получилось в выделенных клеточках? (Доброта).
Словарная работа
Добро – все положительное, хорошее, полезное. (Желать добра кому-нибудь).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый – 1. делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества.
2.несущий благо, добро, благополучие.
3.хороший, нравственный.
4.дружески близкий, милый.
5. хороший, безукоризненный, отличный
Учитель.
«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – избавляет нас от одиночества, неприятных обид». Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Открою маленький секрет: если доброта, вежливость и честность живут на свете, то радуются взрослые и дети!
(Звучит «Песенка о вежливости»)
Ведущий. Для того чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее и радостнее. В народе говорят «Слово лечит, слово и ранит». А какие волшебные слова вы знаете? (Ответы детей.) Молодцы! Я сейчас буду читать стихи. Я начну, а вы заканчивайте – хором, дружно отвечайте.
Учитель Растает даже ледяная глыба от слова доброго…
Д. Спасибо
У. Зазеленеет старый пень, когда услышит…
Д. Добрый день
У. Если больше есть не в силах, скажем маме мы…
Д. Спасибо
У. Когда бранят за шалости, говорим …
Д. Прости, пожалуйста
У. Первые слова, которыми мы начинаем день – это здравствуйте, доброе утро! Произнося их, мы желаем нашим близким здоровья, хорошего настроения.
Добрый день – тебе сказали.
– Добрый день – ответил ты.
Вас две ниточки связали
Доброты и теплоты
Запишем предложение.
Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.
Послушайте стихотворение
Паша разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но Паша нашёлся, взглянул им в глаза.
И робко и тихо «Простите» сказал..
И мама молчит, улыбается даже.
- Мы купим другую, есть лучше в продаже.
«Простите» - казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово.
- Почему изменилось настроение у мамы?
- А легко ли быть вежливым и добрым?
Быть вежливым и добрым не так просто. Один мальчик хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться «вежливыми словами». Вот послушайте как это было.
(Подготовленный ученик читает стихотворение)
Обещал отцу Петрусь
– Я за вежливость возьмусь
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить.
Вот мальчишка со стареньем
Выполняет обещанье.
Видит утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке -
На посту он ночь не спал,
Только – только задремал,
А Петрусь как заорёт:
– С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
– Убирайся пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дёрнет за косынку
- Ты куда Иришка, стой
Я здороваться с тобой!
Та отпрянула в сторонку-
Как не вежлива девчонка…
Нес вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг
Чуть не сел ему на плечи
– Извините, добрый вечер!
– Ты, – вожатый закричал,-
И невежда и нахал.
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- А как вы думаете, вежлив ли был Петя? (Ответы детей.) Да вежливым быть не очень просто…
- А скажите ребята, что самое горькое?
Что горче всего, у ребят я спросил?
Они утверждают – неспелый кизил
– Микстура – какой-нибудь скажет храбрец.
Горчицу и лук назовут наконец
Но горче горчицы, поверьте мне, - слово,
Обидное грубое слово.
Ну а что же слаще всего?
Что слаще всего, я спросил у ребят?
– Всласть выспаться,- Сони зевая, бубнят
Сластёны, зажмурясь кричат: «Леденец,
Конфеты, халва, наконец.
Но слаще халвы и всего остального
Сердечное доброе слово
Запишем в тетради
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела- плоды,
Добрые сады- это наши сердца
Физкультминутка
Работа с пословицами .
-Знаете ли вы пословицы о доброте и добрых делах? Давайте запишем их в тетради.
1.Делай другим добро- будешь сам без беды.
2.Добрый человек в добре живет век.
3.Злой не верит ,что есть добрый.
4.Человека судят по делам, а не по словам.
-Объясните их смысл .В какой из пословиц содержится совет для всех людей?
Анализ ситуаций.
1.Мальчики гуляли в парке и нашли сумку В ней было много денег и паспорт женщины. Сначала им захотелось взять сумку и деньги, но, подумав, они решили
посмотреть в паспорте адрес женщины и вернуть ей все. Эта женщина очень
благодарила мальчиков, а они чувствовали радость оттого, что поступили честно.
-Как вы поступили бы в этом случае? С каким качеством человека здесь связана доброта?
2.Инсценировка рассказа В.Осеевой «Три товарища.»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
-Было ли с вами подобное? Как бы вы поступили?
-Кто настоящий друг Вити?
Итог урока.
- Какую тему мы с вами сегодня изучали?
- Как вы понимаете понятие коммуникативная направленность текста?
Рефлексия
- На уроке я узнал …
- Мне было интересно …
- Я понял …
- Больше всего мне понравилось…
-Сегодня мы много говорили о доброте. Я думаю, что после этого урока вы задумаетесь, правильно ли мы относимся друг к другу, любим ли мы своих близких. Давайте постараемся с этого момента делать только добро друг другу.
Домашнее задание. Упражнение 175. Прочитать текст и списать.
|